Перейти к содержанию

Метод очистки деталей от силиконового компаунда


stvlada

Рекомендуемые сообщения

   Многие сталкивались с проблемой извлечения или очистки уже извлеченных нужных деталей из модулей залитых силиконовым компаундом. Столкнулся с такой проблемой и я. Поначалу отлаживал их в сторонку на «потом», но ценность их содержания не давала покоя. И так со временем, с частичными скудными сведениями из интернета и собственными опытами, выработал более-менее подходящую технологию.

   И так, все по порядку.

Имеем в наличии вот такие и другие похожие модули (общее, что в качестве заливки используется силиконовый компаунд). 

 

post-82-0-43971500-1412796657_thumb.jpg

 

   Для работы подобрал такой такой набор инструмента (в зависимости от того, как кто собирается извлекать, комплектация может быть разной, это всего лишь моя методика).

 

post-82-0-90741300-1412796712_thumb.jpg

 

1.  Бокорезы.

2.  Отвертка с заточенным плоским жалом (в роли министаместки).

3. Резак из старого каленого ножовочного полотна по металлу, можно и другой, но чем тоньше лезвие, тем лучше (канцелярские ножи использовать не рекомендую, так как их лезвие имеет насечку и может сломаться в самый не подходящий момент и нанести травму).

4. Утконосы с закругленными губками.

 

   Первое, что необходимо сделать, это извлечь плату из корпуса.

По периметру модуля с внутренней стороны прорезаем компаунд до самого дна. От качества выполнения данной операции зависит следующий этап.

 

post-82-0-94545000-1412796854_thumb.jpg post-82-0-72642200-1412796872_thumb.jpg

post-82-0-12775100-1412796885_thumb.jpg post-82-0-42186400-1412796897_thumb.jpg

post-82-0-52121900-1412796910_thumb.jpg post-82-0-64849100-1412796923_thumb.jpg

 

Теперь, взяв модуль в руку или зажав в тиски (в зависимости от силы хвата руки), кончиками губок утконосов захватываем плату и вытягиваем ее из крышки (вначале извлечения нужно приложить хорошее усилие, чтобы оторвать компаунд от дна крышки, а потом идет легко).

post-82-0-22017700-1412797024_thumb.jpg post-82-0-64317900-1412797035_thumb.jpg

 

Вот он уже без крышки

 

post-82-0-30983400-1412797052_thumb.jpg

 

   Эту и последующие операции желательно производить над тазиком, или большим целлофановым пакетом, в который будут сыпаться крошка компаунда (с пола убирать потом меньше и проще).

   Второй этап – удаление основной массы компаунда.

Там где нет деталей, компаунд легко скрашивается и руками, т.е убираем основную массу и подбираемся поближе к деталям. В результате имеем такой вид 

 

post-82-0-01334000-1412797174_thumb.jpg

 

   Теперь с помощью отвертки с тонким жалом или пинцетом вычищаем компаунд между деталями, главное добраться до ножек и максимально возможно убрать силикон с необходимых деталей (пока детали на плате с ними проще обращаться). Также на этом этапе можно убрать с платы не нужные детали, с ними уходит еще определенное количество компаунда. На выходе этой операции имеем такой вид

 

post-82-0-35185100-1412797197_thumb.jpg

 

Третий этап – извлечение деталей.

С помощью бокорезов выкусываем детали с платы. После извлечения детали ее желательно потереть пальцами, еще частично убрав тем самым компаунд. 

 

post-82-0-36301000-1412797213_thumb.jpg

 

Главный результат этих этапов максимально возможно убрать механическим путем компаунд.

Из личного опыта рекомендую для большого количества перерабатываемых модулей эти операции производить по конвееру, т.е.

сначала все модули прорезаем

 

post-82-0-72758700-1412797377_thumb.jpg

 

потом извлекаем платы

 

post-82-0-00671100-1412797392_thumb.jpg

 

грубая очистка компаунда

 

post-82-0-05170000-1412797407_thumb.jpg

 

тонкая очистка компаунда

 

post-82-0-41326300-1412797429_thumb.jpg

 

выкусывание деталей.

После всех выше перечисленных процедур на выходе имеем детали в таком виде

 

post-82-0-12342300-1412797457_thumb.jpg

 

  Можно приступать к следующему процессу – окончательной очистке компаунда с помощью химии.

Первый этап – замачивание деталей в уайт-спирите или сольвенте. Засыпаем детали в пластиковую бутылочку 0,5 л (зависит от объема деталей, желательно брать раз в 5 больше от объема деталей), и заливаем их уайт-спиритом по объему в два раза больше деталей.

 

post-82-0-02937900-1412797790_thumb.jpg post-82-0-62752900-1412797809_thumb.jpg

 

post-82-0-17422000-1412798068_thumb.jpg post-82-0-70525000-1412797825_thumb.jpg

 

И ставим на солнышко, или в другое теплое место.

 

post-82-0-70914400-1412797844_thumb.jpg

 

   Силикон при взаимодействии с уайт-спиритом или сольвентом (бензольными веществами) набухает, но не растворяется, а набухает он прилично, и этим тоже можно воспользоваться.

Время от времени бутылочку надо хорошенько потрясти, сделать «галтовку», т.е. при перемешивании детали, соприкасаясь между собой, скрашивают друг с друга разбухший силикон, на фото видно, сколько его скрашивается.

 

post-82-0-61345000-1412797997_thumb.jpg post-82-0-96329000-1412798009_thumb.jpg

 

post-82-0-84925400-1412798025_thumb.jpg post-82-0-41701600-1412798056_thumb.jpg

 

Этот этап занял время с обеда и до вечера (приблизительно 6 часов, больше держать смысла нет), с тщательным взбалтыванием каждый час.

Теперь надо вымыть скрошеный силикон.

 

post-82-0-66648300-1412798318_thumb.jpg

 

Сливаем остатки уайт-спирита

 

post-82-0-72058300-1412798347_thumb.jpg

 

   И вымываем разбухший силикон. Я ставлю бутылку горлышком под тонкую струю воды, и так как разбухший силикон по плотности меньше воды его просто выдавливает наверх через горлышко, пару раз содержимое взбалтываем при половинном наполнении бутылки. Минуты, двух для этой операции хватает. Перед этим желательно в бутылку насыпать немного стирального порошка – и запах частично уберется, и уайт-спирит вымоется.

 

post-82-0-53116000-1412798364_thumb.jpg

 

Далее тщательно высушиваем детали (вид уже более-менее)

 

post-82-0-26287200-1412798406_thumb.jpg post-82-0-94604100-1412798426_thumb.jpg

 

post-82-0-71188300-1412798450_thumb.jpg

 

И наконец окончательный процесс.

Высушенные детали с остатками компаунда засыпаем в стеклянную или пластиковую емкость

 

post-82-0-90797100-1412798798_thumb.jpg

 

и в нее добавляем вот такое, или подобное (общее название «средство для удаления силикона») средство (нашел в «Эпицентре», за 38 грн, правда в старых ценах)

 

post-82-0-51735400-1412798872_thumb.jpg post-82-0-55966800-1412798889_thumb.jpg

 

post-82-0-73337700-1412798814_thumb.jpg post-82-0-73864500-1412798829_thumb.jpg

 

Выдавить его надо сколько, чтобы после перемешивания все плоскости деталей были ею покрыты

 

post-82-0-72291800-1412798857_thumb.jpg

 

Много лишнего тоже не надо. Для ускорения процесса емкость ставим на паровую баню, или в любое другое теплое место.

 

post-82-0-94134100-1412799071_thumb.jpg

 

Паста при нагревании расплавляется как стеарин, и надо просто время от времени перемешивать содержимое, контролируя процесс растворения силикона (длительность процесса около трех часов).

 

post-82-0-63260800-1412799091_thumb.jpg post-82-0-46334100-1412799121_thumb.jpg

 

post-82-0-22365500-1412799169_thumb.jpg

 

   Когда стало видно, что на деталях нет крупинок и остатков компаунда, процесс можно завершать.

 

post-82-0-73567500-1412799311_thumb.jpg post-82-0-01057900-1412799331_thumb.jpg

 

post-82-0-64030800-1412799342_thumb.jpg post-82-0-52945100-1412799352_thumb.jpg

 

Пока смывочная паста вновь не загустела, и не приняла такое состояние

 

post-82-0-94173600-1412799368_thumb.jpg

 

минут через пять после паровой бани, добавляем в емкость щепотку стирального порошка и под струей теплой (обязательно теплой, иначе паста загустеет и не вымоется) воды промываем детали.

 

post-82-0-92633100-1412799535_thumb.jpg post-82-0-34804000-1412799555_thumb.jpg

 

post-82-0-71147400-1412799636_thumb.jpg

 

Сушим

 

post-82-0-92412300-1412799698_thumb.jpg post-82-0-40375300-1412799659_thumb.jpg

 

post-82-0-20698000-1412799683_thumb.jpg

 

И, вот результат

 

post-82-0-51863700-1412799671_thumb.jpg

 

Детали как новые, без потери маркировки, и других не предвиденных последствий. Осталось окончательно каждую группу привести к товарному виду.

От себя еще добавлю, что тубы 80 мл. пасты хватает на обработку около 0,5 кг КМ зеленых.

Ну в общем и все.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • +1 45
  • -1 1
  • Лайк 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаю можно обойтись и бензолом ( уайспирит , бензин ) просто процедуру повторить ещо раз .
Огромное спасибо за такой информативный расклад

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаю можно обойтись и бензолом ( уайспирит , бензин ) просто процедуру повторить ещо раз .

Огромное спасибо за такой информативный расклад

Много раз повторял, всеравно остается, только паста домывает полностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Много раз повторял, всеравно остается, только паста домывает полностью.

повторяли уайтспиритом , бензин не пробовали ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

повторяли уайтспиритом , бензин не пробовали ?

Просто есть у меня клей / герметик - он на уайт не реагирует , а в среде 95го из цельной резины становится жыдким клеем . Потом высохает и снова как резина / каучук ( процес растворения можно повторять многосотен раз )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За мечу от себя , транзисторы белые средние я бы мыл только те что после срыва шапки были нужные . Зачем мыть пустышки , и площадь отмывки уменьшается .

да и КМ сразу избавить от ног . Мелочь , но затраты ...

Изменено пользователем ЖЕКА01
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

повторяли уайтспиритом , бензин не пробовали ?

И бензин и толуол, все пробовал. С толуолом вообще лажа вышла - компаунд вместе с краской снялся, а от краски не отстал. Главное условие очистки - сохранить маркировку, если Н90, то в принципе всеравно, но если Н30, а попадаются, то уже не прокатит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За мечу от себя , транзисторы белые средние я бы мыл только те что после срыва шапки были нужные . Зачем мыть пустышки , и площадь отмывки уменьшается .

Транзисторы как раз нужные ГТ311, в прайсе шли под шифром "П307, КТ603 и под. белые тип 2".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И бензин и толуол, все пробовал. С толуолом вообще лажа вышла - компаунд вместе с краской снялся, а от краски не отстал. Главное условие очистки - сохранить маркировку, если Н90, то в принципе всеравно, но если Н30, а попадаются, то уже не прокатит.

Вот этой инфы какраз не хватает для идеального расклада. Подкоректируйте =)

Изменено пользователем ЖЕКА01
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Транзисторы как раз нужные ГТ311, в прайсе шли под шифром "П307, КТ603 и под. белые тип 2".

а зачем шапки мыть :big_boss:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а зачем шапки мыть :big_boss:

уловили очом я , уменьшаем количество силикона для отмывки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сергей stvlada - профессионал в разборке геморроя.  Твой метод  многим пригодится!   Сколько раз меня спрашивали - как разобрать всякие "коробочки" залитые силиконом-герметиком, что бы не повредить маркировки на КМ-ках... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не много деталей, вчера попробовал то что было под рукой (КЕРОСИН) эффект достаточно бесплатный, после того как км пролежали ночь в керосине -очень легко снялся , потёр в тряпочке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если не много деталей, вчера попробовал то что было под рукой (КЕРОСИН) эффект достаточно бесплатный, после того как км пролежали ночь в керосине -очень легко снялся , потёр в тряпочке.

Вот только в последние годы керосина нигде не втречал. :bw:  Тем более холявного. :kolobok_smile: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот только в последние годы керосина нигде не втречал. :bw:  Тем более холявного. :kolobok_smile:

На заводах,море....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На заводах,море....

Зачем, почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зачем, почему?

Некоторые виды смазки готовят...Мытьё деталей,при ремонтах...Удаление масла,нигрола,с технологического оборудования...Зимой,отогревают водо-паро-воздухопроводы...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые виды смазки готовят...Мытьё деталей,при ремонтах...Удаление масла,нигрола,с технологического оборудования...Зимой,отогревают водо-паро-воздухопроводы...

У нас только "Калоша", бочками. А для отогрева технологических труб-дов применяется только пар(по ТБ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас только "Калоша", бочками. А для отогрева технологических труб-дов применяется только пар(по ТБ).

Да я знаю...Если всё по ТБ и инструкциям делать,половина заводов встанет... :bj:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот только в последние годы керосина нигде не втречал. :bw:  Тем более холявного. :kolobok_smile:

Мне проще, армия кругом, дал бойцу пачуху сигарет - он прямо с канистрой железной 20ху припёр, потому что он нах никому не нужен. (вот соляра другое дело продают по 22р)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне проще, армия кругом, дал бойцу пачуху сигарет - он прямо с канистрой железной 20ху припёр, потому что он нах никому не нужен. (вот соляра другое дело продают по 22р)

Прикупи себе БТР, за грибами ездить.  :kolobok_smile: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! Может кому будет полезным ? Метод удаления силикона .Замачивал в такой жидкости на день .По времени ограничений нет,краску,лак не разъедает. За фото извиняюсь.

 

post-3334-0-16007800-1480688188_thumb.jpgpost-3334-0-69908900-1480688189_thumb.jpgpost-3334-0-02480800-1480688191_thumb.jpgpost-3334-0-32082300-1480688192_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте! Может кому будет полезным ? Метод удаления силикона .Замачивал в такой жидкости на день .По времени ограничений нет,краску,лак не разъедает. За фото извиняюсь.

 

attachicon.gifФото 02.12.16, 18 58 46.jpgattachicon.gifФото 02.12.16, 18 59 56.jpgattachicon.gifФото 02.12.16, 19 01 06.jpgattachicon.gifФото 02.12.16, 19 03 35.jpg

Цену за банку озвучьте и где такие водятся. В Автокосметике или в другом месте?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цену за банку озвучьте и где такие водятся. В Автокосметике или в другом месте?

 

Цену сейчас не знаю .Года три назад 250 руб .продается в автомагазинах . Можно у автомаляров попросить немного на пробу .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...
Правила форума!